Приветствую вас, дорогие посетители блога! Сегодня обсудим такой важный навык, как рефлексия. Что это такое, простыми словами я объясню далее.
“У вас рефлексия берет верх над природой и страстью”, – говорил Марк Вере в романе “Обрыв” Гончарова. “И заметьте, как нас всех, таких межеумков, заедает рефлексия”, – импровизировал Прозоров в романе Мамина-Сибиряка “Горное гнездо”. “Ни малейшей иронии, ни малейшей рефлексии не выражалось в лице его”, – описывал Достоевский Антипа Бурдовского в романе “Идиот”.
Я читала эти произведения в юности, и слово “рефлексия” тогда встречала только в них. Признаюсь, понимала, о чем идет речь, лишь примерно.
Чтобы вы были подкованы в этом вопросе лучше, чем я в юности, посвящаю статью знакомству с рефлексией. Если вам все еще интересно, оставайтесь на борту корабля новых знаний. Мы отплываем!
Что это такое
Начну с того, что сейчас активно используются два слова: рефлексия и саморефлексия. Они оба означают отражение реальности в сознании человека, но рефлексия – более широкое понятие, включающее в себя саморефлексию.
Рефлексия в переводе с латинского значит отражение, обращение назад. То есть способность анализировать чувства, эмоции, состояния, реакции, поведение всех вокруг и всего происходящего вокруг.
Саморефлексия – это та же способность, но в отношении себя. Это мыслительный процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. Проявляется на умственном уровне как размышления о себе. И на практическом уровне как умение менять свое поведение.
Говоря простым языком, рефлексия (саморефлексия) – это мысленный “диалог” человека с собой, его выводы о ситуациях, поступках, действиях, решениях. Это оценивание самого себя в определенном аспекте.
Впрочем, российский публицист и литературный критик Сергей Борисович Переслегин считает, что “мы себя в рефлексии не оцениваем, а собираем”. И если вы умеете это делать, то вы знаете, как познать себя и как помочь себе, если потребуется. Но это уже мое субъективное мнение.
Немецкий психолог Адольф Буземан описал рефлексию как способность переносить переживания с внешнего мира во внутренний. А советский философ Георгий Петрович Щедровицкий считает ее умением видеть “все богатство содержания в ретроспекции и немножко в проспекции”.
Рефлексирующий человек разумно оценивает происходящее вокруг, опираясь на личные знания и опыт. Такой вот сам себе “психоаналитик”.
Виды и формы рефлексии
Считается, что в различных профессиональных и социальных группах люди по-разному используют рефлексию.
В психологии ее делят на 3 вида. Для удобства я составила простую таблицу.
Ситуативная | Ретроспективная | Проспективная | |
Что это | Реакция человека на происходящее здесь и сейчас | Обдумывание прошлого опыта, выводы из него | Обдумывание действий, намеченных на будущее |
Главные инструменты | Мотивирование и самооценка | Анализ и оценка | Представление, планирование, визуализация, прогнозирование |
Особенность | Включение в ситуацию, способность соотносить свои действия с ней, способность контролировать и координировать элементы деятельности соответственно меняющимся условиям | Воспоминание о ситуации, представление о том, как было и как могло быть, возможность исправления, изменение ситуации после рефлексии | Представление будущей ситуации, невозможность анализировать и делать выводы в силу ее отсутствия (это еще не произошло) |
Пример | Вы сейчас вступили в спор с коллегой по работе, которого недолюбливаете. В процессе спора обдумываете, как вам поступить: согласиться с ним и пойти работать дальше или дальше искать аргументы для доказательства своей правоты | Вы вчера вступили в спор с коллегой по работе, которого недолюбливаете, а сегодня обдумываете, как это было, из-за чего произошло и что вы могли сказать, но не сказали | Вы знаете, что завтра встретитесь с коллегой по работе, которого недолюбливаете. И обдумываете, что и как говорить, чтобы не спровоцировать конфликт |
Здесь хочу отметить, что ретроспективный вид рефлексии считается самым распространенным. В психологии она “включается” для анализа прошедших событий и поиска решений психологических проблем. В обучении помогает закреплять материал. А в профессиональной сфере дает понять свои достижения и построить планы на карьеру.
Есть 3 уровня самопонимания:
- Высокий. Сильно рефлексировать – это чрезмерно концентрироваться на проблеме и ситуации. Это то самое “копание” в ней и в себе, провоцирующее плохие мысли в голове, накручивание себя и т. д.
- Низкий. Умеренная концентрация на бытовых заботах: что купить, как помочь, куда пойти и т. д.
- Средний. Это золотая середина, позволяющая вовремя и разумно анализировать ситуации и принимать адекватные решения.
В зависимости от объекта процесс делится на формы. И снова для простоты понимания заглянем в таблицу.
Форма | Описание |
Личностная | Самоанализ Изучение внутреннего мира Достижение самосознания |
Коммуникативная | Отношения с окружающими и ко всему окружающему |
Кооперативная | Осмысление совместной деятельности для достижения желаемого (целей) |
Интеллектуальная | Осмысление знаний, навыков Обдумывание сфер и способов их применения |
Профессиональная | Размышления о настоящем положении дел в карьере Анализирование продвижений в профессии и т. п. |
Учебная | Обдумывание и осмысление усвоенного материала |
Научная | Анализ знаний и умений, связанных с наукой |
Экзистенциальная | Размышления над смыслом жизни и прочими глубокими вопросами |
Саногенная | Анализирование и контролирование эмоционального состояния человека |
Социальная | Размышления о своем внутреннем состоянии Размышления о восприятии себя другими |
Обдумывание, размышление и анализирование может касаться как хороших, так и негативных ситуаций в жизни. Мы же не можем всегда концентрироваться только на одной стороне, правда?
Сравнительный анализ и позитивное мышление помогают выявлять то, что нуждается в исправлении, находить способы для этого, а также отмечать, что и каким образом удалось и как это можно применять в будущем
.
Почему именно позитивное мышление? Потому что именно оптимистические размышления настраивают находить новые возможности и идеи даже в неудачах.
Думаю, вам интересно узнать, какой тип мышления преобладает у вас. Для этого рекомендую пройти тесты.
Как и где проявляется рефлексия
Начну с того, что этот важный психический процесс зарождается в детстве. Первый его этап виден в возрасте трех лет, когда ребенок начинает проявлять осознанность самого себя неповиновением и упрямством. На этом этапе у маленького человека еще нет самоанализа, самооценки и самокритики.
Второй этап начинается в 6–10 лет. В этом возрасте развивается социальный вид рефлексии. Вспомним, что такое социальная рефлексия. Это восприятие самого себя, восприятие своих действий и анализ их влияния на окружающих.
На третьем этапе в 11–15 лет развивается самооценка и самоанализ. Это тот самый подростковый период, когда ярче и острее воспринимаются личные неудачи, возникают претензии к своей внешности.
Все это подкрепляется эмоциональной неустойчивостью, неустойчивостью нервной системы и повышенной мнительностью, что в итоге делает рефлексию у подростков чрезмерно высокой.
Кстати, здесь мы уже писали о том, как перестать быть мнительным. Если актуально для вас, почитайте.
Четвертый этап происходит в период 16–20 лет. Здесь уже человек имеет способность не только к саморефлексии, но и к управлению ею.
Если правильно сформировалась личность, то в дальнейшем происходит правильное развитие рефлексивности через освоение новых видов деятельности, выстраивание социальных связей и отношений. И в каждой форме это проявляется по-своему.
В психологии
Для каждого, кто желает получить профессию, связанную с психологией, рефлексия является необходимым навыком. Ведь это, если вы помните из определений, способность понимать и слышать не только себя, но и других.
Все психологические теории, термины, понятия, закономерности становятся понятны только после “примерки” к собственной жизни. Без личного проживания изучаемого сложно осознать его в полной мере.
И отсюда же следует еще одна необходимость навыка самоанализа в этой науке – способность понимать других людей и их проблемы, видеть аналогичное в себе и отмечать это. Не зря же мудрецы разных эпох и народов твердили: “Познай самого себя – и ты познаешь мир”. Кажется, именно этому завету последовал в свое время великий Сократ.
Довольно яркий пример рефлексии в психологии, на мой взгляд, можно найти в фильме “Ночи в Роданте”, который практически с самого начала и до конца наполнен рефлексией главных героев. И который толкает на размышления самих зрителей. Если не смотрели, рекомендую сделать это.
В педагогике
Учителя проводят анализ профессиональной деятельности для выявления своих сильных и слабых сторон, для определения направления по повышению качества обучения, для своего профессионального роста. Они из-за профессии просто вынуждены постоянно развивать социальный тип размышлений.
Тот же процесс в этой сфере касается и учеников: им важно осознавать и анализировать свой учебный опыт, формулировать полученные результаты, определять цели, корректировать и прогнозировать действия.

В проекте
И разработка, и реализация проектов включает в себя глубокое, системное и качественное изучение темы автором, формирование им нужных навыков и способностей, развитие способностей к самореализации. И рефлексия дает человеку это понимание.
В проектной деятельности анализ и осмысление – это один из этапов работы. В процессе помогает трезво оценивать слабые и сильные стороны, находить пути для дальнейшего действия, решать возникающие трудности и попутные задачи, формулировать ожидаемые результаты и цели.
На последнем этапе проекта позволяет анализировать итоги: понимать рациональность действий и их влияние на результат, оценивать трудности в процессе реализации и определять новые задачи для их избежания в последующей работе.
В программировании
Этот вид я включила сюда, чтобы вы не отстали от жизни. Как, собственно, и я сама, потому что до изучения этой темы я не имела представления, что значит рефлексирование в программировании. А это очень современное понятие, кстати. И его мне подсказал сын-программист.
Итак, рефлексия в программировании – это способность компьютерной программы анализировать и преобразовывать свою структуру и поведение в процессе выполнения.
Говоря еще проще, она может создавать объекты, вызывать методы объектов, модифицировать объекты без необходимости знания интерфейсов, имен, полей, методов. Например, во время трансляции написанной на языке высокого уровня программы в программу с языком низкого уровня.
В общении и повседневной жизни
В общении самоанализ и способность размышлять помогают:
- понять свои реакции и поведение при взаимодействии с окружающими;
- принять себя таким, какой ты есть, и принимать окружающих;
- построить более эффективные коммуникации;
- развить или повысить эмоциональный интеллект.
Каждый день мы замечаем и отмечаем свои поступки и слова, достижения и промахи, настроение. Делаем выводы и размышляем над рутинными задачами.
Например: “Папа попал в больницу. А что, если бы с ним случилось самое плохое? А я так мало внимания уделяю пожилым родителям, надо почаще их навещать”. Подобный мысленный анализ – и есть рефлексия в быту.
Один из способов самоанализа в повседневной жизни – это ведение дневника.
Что такое дневник рефлексии? Это записная книжка (обычная или онлайн-программа), где каждый день записываются происходящие ситуации и возникающие на их фоне эмоции и чувства.
Это помогает расставлять все по полочкам, разбираться в себе , в поступках окружающих, в происходящих событиях. Вот для наглядности пример дневника эмоций.

В бизнесе
Где, как не в бизнесе, важно оценивать, анализировать, рассчитывать и осмысливать? Итоги за день, неделю, месяц, год, дальнейшие шаги, нужную информацию и ее актуальность, важные события.
Здесь саморефлексия помогает бизнесмену (предпринимателю, руководителю) анализировать свои слабые и сильные стороны, оценивать результаты, находить лучшие варианты развития, учиться на ошибках, ценить опыт, внедрять инновации.
Опытный бизнесмен, разрабатывающий актуальный продукт, но имеющий сложности с маркетингом, рефлексирует об улучшении этих навыков. Управленец, запустивший новый проект, размышляет о применении успешного опыта в других аспектах бизнеса и т. д. А представляете, насколько нужна правильная, безошибочная рефлексия фаундеру?
Способность вести диалог с собой, задавать себе вопросы и отвечать на них, давать обоснование ответам и оспаривать их, ставить задачи и искать пути их решения, анализировать поступки и действия решает успешность задуманного. Полагаю, что инсайты тоже появляются из-за этой способности.
Что дает рефлексия и как правильно рефлексировать
Кое-что я уже написала о том, что дает рефлексия в разных сферах жизни и деятельности человека. А теперь подведу итог.
Итак, что дает человеку диалог с собой:
- Критическое мышление. Позволяет лучше осознать ошибки, предупреждать их в будущем.
- Способность осознавать свои поступки и давать им оценку.
- Способность принимать эффективные решения.
- Способность разбираться с эмоциями и чувствами.
- Понимание бессознательных мотивов поведения и способов их коррекции.
- Способность правильно пережить негативный опыт и защитить себя от психологической травмы.
- Способность понимать окружающих и строить эффективные коммуникации.
- Личную эффективность. Это позволяет быть эффективнее в жизни, общении и работе.
Исследователи Гарвардской школы бизнеса выяснили, что склонные к размышлениям работники на 23 % работают лучше тех, кто не любит порефлексировать.
Чтобы рефлексирование проходило правильно:
- Задавайте правильные вопросы. Да, вы можете поразмышлять над тем, почему получилось так, как получилось. Но итогом размышлений должны быть три “что”: что произошло, что я чувствую по этому поводу и что надо сделать, чтобы исправить ситуацию и избавиться от негативных переживаний.
- Не зацикливайтесь на глубоких размышлениях о неудачах и ошибках. Осознали, сделали выводы, приняли меры по устранению и исправлению, запомнили, подумали о новых целях и планах.
- Не занимайтесь самобичеванием. Ошибки совершают все. Далее смотрите пункт 2.
- Выбирайте правильное время для размышлений. Это делать нужно в спокойной обстановке, со спокойными эмоциями и при нормальном самочувствии. Конечно, нельзя заниматься рефлексированием сразу после негативной ситуации.
- Рассматривайте случившееся с объективной точки зрения. Ищите положительные и отрицательные сигналы, старайтесь рассматривать ситуацию отстраненно, со стороны.
Если эти правила не соблюдать, самоанализ принесет вред, а не пользу. Чрезмерное углубление в него, как и неумение размышлять, сказывается негативно.
Психолог Таша Юрих, изучающая тему самосознательности, пришла к выводу, что в низком уровне психологического благополучия после негативной ситуации виновато неумение людей правильно рефлексировать.
Как развить рефлексию
Лучший способ чему-то научиться – перейти от теории к практике. Это особенно актуально для способности к самоанализу и самодиалогу.
Для начала давайте определим, что влияет на способность человека к рефлексии:
- Воспитание. Важным фактором здесь является развитие способности понимать свои чувства, поступки, предусматривать их последствия и делать выводы.
- Окружающая среда. Очень важно, какие люди окружают человека с раннего возраста, какие установки он берет у них и какие формирует сам. То, в какой среде растет ребенок, формирует часть его мировоззрения. Другую часть он приобретает с жизненным опытом и новыми знаниями.
- Личные качества. От уверенности в себе зависит, будет ли способен человек к размышлениям и самоанализу. От того, насколько здоровая и сильная у него психика, будет зависеть положительный аспект его рефлексии.
Кстати, в этом блоге вы можете найти лучшие тесты на психику, чтобы проверить себя.
Как развить в себе склонность к рефлексии? Вот несколько советов.
- Каждый вечер обдумывайте все, что произошло за день
Включая свои мысли, чувства, конкретные поступки и решения. Записи в дневнике для этой цели как нельзя актуальны.
Практикуйте, концентрируясь на вопросах:
- Что произошло?
- Что я чувствовал в тот момент и что чувствую сейчас?
- Что я чувствую, когда вспоминаю о произошедшем?
- Какова моя цель в этом?
- Что я сделал или могу сделать для исправления ситуации?
- Что я должен сделать для предотвращения подобного?
Это лишь примерные вопросы. Свои вы должны составить сами исходя из конкретной задачи. Они помогут не опуститься до самобичевания и самокопания, а трезво осмыслить ситуацию.
И старайтесь “угадать” людей вокруг. Кто они, о чем думают, куда направляются, какие заботы имеют и т. д.
- Занимайтесь мысленной визуализацией
Ваша задача – представлять разные ситуации и свои поступки относительно их.
- Вычисляйте причины
Старайтесь находить причину ситуации, разбирая по полочкам собственные слова и действия, слова и действия оппонентов, окружающих и т. д. Важно докопаться до корня проблемы: что привело к такой, а не иной реакции.
- Давайте определение значимым для вас словам
Это означает, что вы должны находить им более широкое объяснение. Эта практика поможет более конструктивно вести разговор, всесторонне рассматривать сказанное собеседником, правильно определять смысл сказанного.
Это дисциплинирует, дает новые знания, расширяет кругозор. Для этого сейчас есть масса возможностей: различные онлайн-курсы и вебинары, реальные занятия, всевозможные выставки, марафоны, мероприятия. И не забудьте про книги по саморазвитию и личностному росту.
Ну и от себя добавлю, что рефлексировать помогает вдумчивое и заинтересованное чтение. Где еще можно найти одновременно информацию, подробные описания различных ситуаций и событий, богатый лексикон и необходимость размышлять?
Что еще дает нам способность к размышлениям, смотрите в этом видео.
Заключение
Ученые, изучающие рефлексию, считают ее важным механизмом для формирования личности. Механизмом, который определяет наше восприятие, реакции на происходящее вокруг, решения и другие индивидуальные аспекты поведения.
С помощью нее мы избавляемся от негативных мыслей и развиваем полезные типы мышления, находим эффективные решения и даже обнаруживаем у себя скрытые таланты и способности. Видите, сколько пользы?
С Уважением, Елена Товмасян